Нынешняя противоречивая, всепогодная весна ознаменована вполне конкретным всплеском активности российских яхтсменов, которые «взяли быка за рога» и занимают места на пьедесталах престижнейших регат. И молодежь активно тренируется, всплески морской стихии и для них вполне привычны. Ведь все яхтсмены России находятся накануне крупнейшего парусного проекта России — Национальная парусная Лига. Выступить на ней чрезвычайно престижно! Первый этап проекта пройдет в Москве с 15 по 17 мая. Всего же их будет пять. После Москвы они пройдут в Санкт-Петербурге (19-21 июня), Конаково (10-12 июля), Минск (30 июля – 2 августа) и Сочи (15-18 октября). В прошлом году, в тест-этапе Лиги, приняли участие 10 команд сильнейших яхт-клубов России. В этом году организаторы увеличили максимальное число команд – их будет восемнадцать! Сильнейший экипаж по итогам всех этапов будет награжден переходящим Кубком НПЛ, а. первые две команды получат право представлять Россию на Европейской Лиге чемпионов.
От яхтсменов стараются не отставать хроникеры подобных событий, авторы аналитических и эпатажных публикаций, снимающая фото и кино «братия». Журналисты любят поразмышлять о величии своих творений и мечтают, чтобы их работы увидели миллионы. Что ж, устремления в целом понятны. И как свидетельство тому, 2 апреля в торговой галерее «Модный сезон» многофункционального комплекса «Москва» состоялась пресс-конференция, посвященная началу нового этапа проекта Sailing Photo Awards, первой в России премии в области парусной фотографии. На мероприятии была открыта выставка работ победителей премии прошлого года, а также был дан старт загрузки новых фотографий на сайт sailingphotoawards.com. Призываю читателей «Спорта России» не оставаться в стороне Организаторы премии солидные: Всероссийская федерация парусного спорта и агентство стратегического маркетинга ViMarketing!
… Начало пресс-конференции затягивалось. Покупатели магазина, курсирующие по первому этажу, с интересом поглядывали на отгороженных от них красной ленточкой журналистов, которые получив в подарок красные пакеты с глянцевыми журналами и увесистым арт-дневником стихов Леонида Агутина, пили кофе, шампанское. Размышляя попутно о семейной жизни певца, строя те или иные предположения. Так бы продолжалось и дальше, поскольку персон для анализа в глянце было предостаточно. Но вот появляются наконец и vip-персоны, которые. долго добирались до Охотного ряда, преимущественно на авто. Их остроумно представляет журналистам руководитель агентства стратегического маркетинга Катя Малышева.
В эпицентре, с ее подачи, сразу оказывается начальник управления «Мир шоколада», руководитель проекта «Музей шоколада» Нина Викторовна Кузнецова. Выясняется, что парусные гонки очень созвучны ее характеру, и предстоящая «Сладкая регата», которая состоится в июне, во многом ее интересное начинание. Ответственный за ее проведение Георгий Шайдуко, заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпиады-1996, в классе «Солинг» чемпион мира Европы. Обаятельный человек, которого я сфотографировал в момент беседы с директором по связям с общественностью ВФПК Алексеем Жировым. В парусном мире и это имя общеизвестно. Алексей успевает везде – и пресс-конференции, и регаты, и фото, и видео, и статьи. Кажется, это невозможно. Но у него все получается с чувством юмора, улыбкой. Он и окружающих заряжает своей позитивной энергетикой. Сравнительно недавно он выступал в команде, которая блистала в высшей Лиге. Этим уже многое сказано. Такие люди в пресс-службах большая редкость. Чаще они в общении настроены на нарочитую строгость. Алексей помог нашей газете разобраться в тонкостях парусного спорта, присылая интереснейшие пресс-релизы и приглашения.
Впрочем, перечислю и остальных людей, которые были в президиуме и много интересного рассказали о фотопроекте. Это заместитель главного редактора журнала Forbes Иван Просветов, главный редактор журнала Foto&Video Владимир Нескоромный, бренд-менеджер журнала GEO обаятельная Ирина Тепфер.
Они, не повторяя друг друга, рассказали о проекте Sailing Photo Awards и эмоциях, которые вызывает у них парусная фотография, а также поделились планами развития премии и информацией, о будущих выставках. В состав жюри вошли: президент IBS Group Анатолий Карачинский, продюсер и тележурналист Александр Любимов, генеральный директор издательского дома Axel Springer Russia Регина фон Флемминг, главный редактор журнала Forbes Эльмар Муртазаев, главный редактор журналов GEO и GEO Traveller Владимир Есипов, главный редактор уже упомянутого журнала Foto&Video Владимир Нескоромный, а также президент Всероссийской федерации парусного спорта Владимир Силкин и руководитель агентства стратегического маркетинга ViMarketing необычайно эмоциональная Катя Малышева. Как видите, что ни имя, то фамилия… Ничего удивительного, посредством ярких, воодушевляющих и вдохновляющих фотографий организаторы и участники премии (любители и признанные мировые фотографы) стремятся рассказать об удивительном мире парусного спорта, который полон драйва, экстрима и захватывающих впечатлений.
-Первый год существования этого проекта показал, как много в нашей стране и за ее пределами невероятно красивых парусных фотографий. Мы поняли, что они интересны широкой аудитории, людям, не вовлеченным в этот вид спорта. Уверена, что в этом году нас ждет еще больше интересных работ, и сайт станет источником позитивных эмоций, которые так необходимы жителям больших городов— подчеркнула Катя Малышева. Трудно с ней не согласиться.
В пресс-релизе я прочитал, что Президент Всероссийской федерации парусного спорта Владимир Силкин тоже уверен, что подобная премия способна популяризировать парусный спорт в нашей стране. «Долгое время этот спорт считался элитарным и ассоциировался лишь с обеспеченными людьми. — считает Владимир Силкин. — Но уже первый год существования премии доказал обратное — интерес к парусу у публики очень велик, а парусный спорт может быть увлечением абсолютно каждого».
Что ж, оптимистичные, в целом верные слова. Впрочем, можно в чем-то и поспорить с мэтром… Нечто подобное я слышал, скажем, и от президентов Федерации гольфа, Федерации игроков поло, где на поле наездники аргентинских лошадок стоимостью десятков тысяч долларов с клюшками в руках проносятся по полю на скоростях, попадая небольшим мячом в ворота. Высокие скорости и большие затраты федерации, спонсоров, чтобы игрок стал соответствовать международным стандартам.
ВЫСТАВОЧНЫЙ БУМ
А пока в рамках проекта организаторы проводят уличные фотовыставки. Первая выставка работ участников проходила в одном из самых популярных мест столицы — в парке искусств «Музеон». Привлекая толпы посетителей. Остается добавить, что Проект, о котором я вам рассказал, поддерживают: торговая галерея «Модный сезон», холдинг «Объединенные кондитеры», Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Ресторан Discovery, компания «Альянс». Информационные партнеры проекта: журнал GEO, журнал Yachting, журнал Foto&Video, портал itBoat.com и Океан ТВ. Так, что уважаемые читатели будьте в курсе событий. И провести время в хорошем и недорогом ресторане совсем неплохо.
Эта «парусная» выставка, вторая по счету, которую мне довелось посетить в этом году. В марте, присутствовал в галерее современной фотографии на Саввинской набережной, идя к которой на выставку-фестиваль «Россия морская» от метро Киевская, напевал песню Юрия Антонова «От печали до радости идти и идти…» Печаль, поскольку боялся опоздать, а радость, поскольку ускорив шаг, нашел галерею и стал свидетелем подлинного праздника высоких скоростей. Рядом была Москва-река, и подумалось, что на яхте домчаться сюда хватило бы нескольких минут!
Этот смотр морской стихии продлится до 19 апреля, а затем отправится по городам и весям. Постарайтесь, друзья побывать в залах галереи, до которой все же лучше добираться от метро «Спортивная». В богатой экспозиции, во всей полноте, известными фотомастерами из многих городов страны, отражена романтика моря, в эпицентре — человек в борьбе со стихией. С фотографий на посетителей смотрят красивые, мужественные лица моряков, защищавших нашу страну в суровые военные годы. Присутствие в залах кадетов подчеркивало, что ВМФ СССР, России сильны прежде всего преемственностью поколений. Большое впечатление на меня произвели и работы Юрия Масляева, который много интересного лично рассказал о своих океанских одиссеях. Конечно, снимает он, как и все его коллеги, современнейшими цифровыми фотокамерами, но на выставке представлена фотоаппаратура, далекого прошлого, которой пользовались их предшественники.
В один из дней здесь прошло чествование российских яхтсменов, которые очень уверенно выступили впервые в парусной регате Rolex Sydney Hobart Yacht Race-2014 Ее история берт начало с 1945 года Это традиционная, пожалуй, самая престижная гонка Австралии. Регата протяженностью 630 морских миль проходит ежегодно в День Подарков 26 декабря. Sydney Hobart — это часть австралийской спортивной души, наравне с Кубком Мельбурна, Открытым чемпионатом Австралии по теннису или серии игр по крикету между Австралией и Англией!
Всего в соревнованиях приняли участие 119 экипажей. Наши яхтсмены выступали на очень красивой яхте Art Equity Mahligai, о которой восторженно писала зарубежная пресса. И наши гонщики выглядели артистично. На выставке «Россия морская» на них обрушился град вопросов, рассказа о себе, о развитии парусного спорта в стране. И они, отметили как общую динамику развития, не только свои зарубежные старты, но факт появления в календаре регаты в Севастополе. Хотелось бы отметить огромную работу по организации столь масштабной выставки, которую провели председатель Оргкомитета Анатолий Васильев и арт-директор галереи Ярослав Амелин.
СТАНЦУЮТ ЛИ НАШИ ЯХТСМЕНЫ ПОБЕДНУЮ САМБУ ИЛИ ФАНК?
Но пора, друзья, перенестись в моря и океаны. Конечно, наши яхтсмены будут стремиться к успешному выступлению на ХХХ1 Олимпийских играх в Бразилии, которые пройдут с 5 по 21 августа 2016 года в Рио-Де-Жанейро. И хотя вокруг Игр создалась несколько нервозная атмосфера, поскольку наблюдается резкое отставание от графика строительства объектов. Рассматривается даже вариант их переноса в Лондон, Глазго и в Москву. Удивительно, неужели наша столица вдруг станет хозяйкой Олимпиады, как это было уже в далеком 1980 году. Гадать не будем. Но, похоже, бразильцы получив от МОК финансовую поддержку, все же «выкрутится». Сразу после окончания ЧМ по футболу станет все окончательно ясно! Но уже сейчас известно, что Программа парусного спорта потерпит некоторые изменения. На смену одним видам, придут другие… Не будет класса «Звездный», в котором в 1960 году в Риме победил прекрасный гонщик Тимир Пинегин, уроженец Якутии, где он национальный герой. И я вспоминаю многие наши встречи в подмосковном Архангельском, где он последние годы жил.
Соревнования в Бразилии пройдут в Центре парусного спорта «Марина да Глория» Оптимистичное название с женским лицом!. Не делая широковещательных заявлений, наши яхтсмены, тренеры готовятся к предстоящим стартам, причем успешно. Вот некоторые штрихи подтверждающие это. В феврале наша Ольга Масливец завоевала бронзу Кубка мира ISAF в олимпийских классах яхт в Майами. Причем в виндсерфинге о роли которого много спорили спортивные функционеры.
По словам главного тренера сборной России Андрея Старцева, в этом же классе яхт «как на дрожжах» подрастает талантливая юниорка Стефания Елфутина, которая уверенно набирает обороты и на этой регате остановилась в одном шаге от десятки. Отлично проявили себя ребята в классе 470 – Павел Созыкин и Денис Грибанов. Рулевой Павел Созыкин хорошо психологически настроен и может удержать результат в критической ситуации, Денис отличный шкотовый. Еще два года назад наши экипажи располагались около двадцатки, сегодня мы уверенно боремся в десятке сильнейших на всех последних регатах начиная с прошлогоднего чемпионата мира. Очень неплохую конкуренцию им составляют Михаил и Максим Шереметьевы, с такой конкуренцией и подготовкой внутри сборной мы сможем говорить о самых высоких результатах в ближайшее время, важно не сбавлять темпов подготовки к предолимпийской регате и, наконец, самой Олимпиаде!
Что ж, радует, что молодежь, выступает боевито. Это заслуга ВФПС, ее спонсоров. Недавно в Сочи проходил тренировочный сбор молодежной сборной команды России по парусному спорту (группа до 19 лет). В сборе участвовали более 30 членов молодежной сборной команды, а также спортсмены из нескольких регионов, которые готовятся к Спартакиаде учащихся и растят своих спортсменов для основной сборной. Спортсмены представлены были в классах яхт 420, 29-ый, «Лазер», «Лазер-радиал», «Лазер 4,7» и виндсерфинг RS:X, а также классы Техно и 49-ый. Удалось побеседовать со старшим тренером молодежной сборной Анастасией Черновой.
-Сбор проходит очень хорошо, продуктивно. Очень хорошо, что к нам приехал заслуженный тренер СССР, международный судья Олег Алексеевич Ильин, чтобы заниматься со спортсменами парусным английским – изучением правила на английском языке. Ребята «играют» в протесты, разбирают гоночные ситуации, смотрят олимпийские гонки и разбирают случаи, которые в ходе их всегда происходят.
Параллельно с этим сбором прошел большой сбор у основной команды на острове Мальорка, где шла на тот момент активная подготовка к этапу Кубка Европы EuroSAF. Это регата на призы Принцессы Софии. И члены молодежной сборной, отправились на эту регату вместе с основной сборной. Это Екатерина Зюзина, Максим Николаев, экипаж Кристиана Чеха в классе 470, Евгений Айвазьян. И находящаяся уже в составе основной сборной юниорка Стефания Елфутина. Регата Принцесса София стала для тренерского штаба важной контрольной вехой. С конца мая предстоят тренировочные сборы для подготовки к первенствам мира и Европы.
…В прошлом году проходила юношеская Олимпиада, где были две выигранные российские медали, в этом году такого глобального международного события, по утверждению тренера Анастасии Черновой, не будет. Но есть мнение, что Стефа Елфутина будет отстаивать свое звание чемпионки мира, плюс те классы, которые приносили медали в прошлом году и были рядом с призовыми местами. Все эти спортсмены продолжают подготовку и их результаты несомненно будут расти. В нескольких олимпийских дисциплинах, таких как Накра, 49-ый и 49FX, 470 с этого года возраст юниоров подняли до 23 лет и в классе Финн до 22 лет (включительно), это позволяет нескольким юниором продолжать выступать на юниорских соревнованиях. Международная федерация приняла такое решение, чтобы помочь юниорам пройти менее болезненно переходный период из юниоров во взрослый спорт.
И еще, в 2014 году по инициативе первого вице-президента ВФПС Валерия Гулева стартовал проект поддержки Молодежной сборной России, открылся парусный центр в Сочи, на очереди Санкт-Петербург и Владивосток. По этой же программе, для обмены опытом и лучшими практиками совместно с Итальянской федерацией учрежден и проведен Международный юношеский кубок – в 2014 году состоялось два этапа — на озере Гарда в Италии и в олимпийским Сочи. Поддержка юниоров позволила сформировать команду и принесла медальные результаты: Стефания Елфутина стала чемпионкой мира среди юниоров в классе RS:X, Максим Николаев завоевал серебряную медаль на чемпионате Европы среди юниоров в классе Лазер, Аркадий Кистанов также взял серебро на чемпионате мира среди юниоров в классе Финн, Мариам Сехпосян – обладательница бронзы Первенства мира в молодежном классе гоночного виндсерфинга Техно 293, Максим Токарев и Мариам Сехосян взяли две серебряные медали на вторых Юношеских олимпийских играх в классе финдсерфинг Техно 293 у юношей и у девушек соответственно, Евгений Айвазьян завоевал серебро чемпионата Европы в классе виндсерфинг RS:X, там же Иван Кривобоков получил бронзу в классе Лазер, Мария Кислухина стала чемпионкой мира в классе Лазер 4,7. Безусловно, перечисленные победы – это заслуга спортсменов, их родителей и тренеров, просто благодаря этой программе, ребята почувствовали поддержку и возможность достигать самых высоких результатов.
ПУСТЬ ТЕБЕ ПРИСНИТСЯ ПАЛЬМА ДЕ МАЙОРКА
А теперь друзья, нам предстоит экскурс на Майорку. Трофей Принцессы Софии появился как любительская регата яхт класса Дракон и стала образцом для мирового парусного спорта. Ее история еще не записана, но сохраняется в памяти тех, кто из года год, в течение более чем 40 лет, принимает участие в прославленной регате. Кубок Принцессы Софии был впервые разыгран в 1968 году на базе Королевского морского клуба в Пальме. Тогда в нем принимал участие только один класс яхт – Дракон, и регата называлась Международная неделя Пальмы. Донья София начала заниматься парусным спортом еще в Греции вместе со своим братом Константином (экс-король Греции, который завоевал золотую медаль Олимпийских игр 1960 года в Риме в классе Дракон), и была запасной в олимпийской сборной Греции на Играх-1960. В 1974 году в регате на Мальорке приняли участие классы Солинг, 470, Снайп, Финн и Европа. Ее Королевское Величество Королева София, которая тогда была Принцессой Испании, высказала свое пожелание, и регата была названа в ее честь.
В то время организацией регаты занимались четыре клуба: Пальма, Саренал, Сан Антонио де ла Плайа и де Мар. В 1976 году в регате участвовали новые классы Ворьен и крейсерские яхты. Два года спустя регата стала приобретать черты олимпийской, временно заменив класс Дракон на Звездный.
С самой первой регаты члены королевской семьи Испании всегда принимала участие в Кубке Принцессы Софии. Тогда еще принц, Хуан Карлос, начинал ходить на яхте класса Дракон и вместе с герцогом Арионским и Феликсом Ганседо побеждал на яхте «Фортуна» в 1973, 1974 и 1975 году.
Трофеем Принцессы Софии награждались победители в каждом классе яхт, включая гонщиков из других стран. В 13-й регате, которая проходила в 1980 году, например, принимали участие спортсмены из 15 стран. (Это намного меньше, чем сейчас, например, в 2014 году в соревнованиях принимали участие яхтсмены из 55 стран). И это была особенная регата — в ней принимал участие Его Величество Король и Его Высочество Принц Астурийский на крейсерской яхте и инфанты Елена и Кристина на лодке класса 420.
Любительская атмосфера первых регат, когда в каждом классе принимало участие не более 20 яхт, давно ушла в прошлое. За эти годы число желающих принять участие в регате значительно выросло число, и организаторы, стремясь повысить качество соревнований, решили внести ограничения, отбирая команды в соответствии с международным рейтингом ISAF. Регата стала мощной и еще более зрелищной.
Было решено сконцентрироваться на олимпийских классах яхт, оставив только Дракон, как класс-основатель этих соревнований. В итоге, регата, которая изначально была любительской, превратилась в профессиональное соревнование с широким общественным резонансом.
Среди победителей и призеров Trofeo Princesa Sofia есть и имена российских спортсменов. В 2008 году Анна Басалкина, Влад Украинцев и Екатерина Максимова стали первыми в классе Йинглинг, тогда же экипаж Екатерины Скудиной занял третье место. В 2002 году в классе Лазер второе место завоевал Максим Семерханов. В 2007-м Андрей Кирилюк и Валерий Ушков завоевали серебряные медали в классе катамаранов Торнадо. У россиян есть большие достижения и в классе Дракон: в 2007 году третье место занял экипаж Георгия Шайдуко, в 2008 году – команда Василия Сенаторова завоевала второе место, в 2010-м экипаж Анатолия Логинова выиграл регату, а команда Василия Сенаторова стала третьей. Золото, серебро и бронзу завоевала Россия в соревнованиях по кайтбордингу в рамках регаты на Кубок Принцессы Софии.
За три дня до завершения престижной регаты в олимпийских классах яхт 46-ой Кубок Принцессы Софии (EuroSAF) определились чемпионы в неолимпийском классе кайтбординг, спортсмены этого класса приглашаются на многие престижные регаты, а сам класс борется за попадание в олимпийскую семью. Напомним, что в олимпийской дисциплине парусный спорт разыгрывается 10 комплектов наград.
Поздравляем российских спортсменок в женском зачете, золото у Елены Калининой, серебро у Анастасии Акоповой, третье место заняла ирландка Жади О’Конор. У мужчин россиянин Иван Доронин стал бронзовым призером соревнований, первое и второе места у испанцев Флорана Триттеля и Алехандро Хернандеса соответственно.
Всего же, более 1200 яхтсменов из 65 стран мира приехали на эту престижную регату, проходящую в статусе Кубка Европы, что уже о многом говорит.
По мнению ВФПС для большинства россиян это была прежде всего тестовая регата, ведь наш тренерский штаб оценивал состояние экипажей и спортсменов после зимней подготовки. Вывод таков — ч сюрпризов регата нам не подарила. С прошлого года в российской копилке есть 4 лицензии на предстоящую олимпиаду в классах 470 и RS:X. Эти классы и здесь показали свою готовность бороться в районе 10-ки сильнейших. Есть еще год, чтобы эффективно провести подготовку и настроить ребят на медали олимпиады в Рио-де-Жанейро. Остальные классы в этом году будут пытаться добирать лицензии.
Остальные результаты доступны на официальном сайте регаты http://www.trofeoprincesasofia.org/. Итог такой. Российская сборная на этой регате была представлена в 9 из 10 олимпийских классах и 2-х неолимпийских классах (кайтбординг у мужчин и у женщин), всего в Испанию приехало 44 российских спортсмена. Напомним, что соревнования по кайтбордингу завершились 1 апреля и принесли России 3 медали, золото завоевала Елена Калинина (Санкт-Петербург), серебро Анастасия Акопова, у мужчин бронзу завоевал Иван Доронин.
Но для всех спортсменов это время незабываемо. В старинном Кафедральном соборе Санта-Мария в городе Пальма-де-Майорка состоялась церемония награждения. Из рук Принцессы Софии кубки получили все победители регаты.
Уважаемые читатели! Мы и впредь будем уделять повышенное внимание достижениям парусного спорта в стране. Не уйдем и от злободневных проблем. А пока, я хочу поблагодарить Алексея Жирова за помощь и дружеские советы при подготовке этой статьи, Анну Мстиславскую, руководителя PR-Службы ВФПС за приглашения на важные мероприятия.
Владимир ВОЛКОВ,
главный редактор Интернет-газеты «Спорт России»,
собственный корреспондент ИА «Якутия24» в Москве.
фото автора, из архива Федерации парусного спорта и Barbara Saches