Российская спортивная общественность и рядовые болельщики не на шутку встревожены – МОК «генерирует идеями», которые нанесут серьезный удар по олимпийскому движению. Предлагается исключить из программы Игр -2020 спортивную борьбу, современное пятиборье… О нелепости подобного шага рассказывается в материале нашего корреспондента.
В мае прошлого года мне довелось быть в Лозанне. Утопающая в зелени парков она каскадом спускалась к акватории Женевского озера. Все чудесно, красиво, голубое небо в солнечных лучах над головой, и этот ароматный воздух от обилия цветов, будто бы насыщенный, точнее пронизанный насквозь, олимпийским духом. Особенно он чувствовался в районе, где располагается штаб-квартира МОК, куда с понятным трепетом, естественно, наведался, желая выведать какие-либо свежие новости в канун лондонских Игр. Ничего ошеломительного. Мог ли я тогда предположить, что через девять месяцев вся эта, казалось бы, вечная идиллия спокойствия и миролюбия разрушится, что из памяти само собой вырвутся наружу подзабытые уже строчки некогда популярной песни: тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой…
Да, тогда в мае ничто не предвещало резкого изменения спортивной погоды, которое случилось в нынешнем феврале. Город, над которым замерли тучи, — та же Лозанна, а ожидаемая гроза в итоге превратилась в ураган, стихию: исполком МОК исключил спортивную борьбу (вольную женскую, греко-римскую) из числа тех видов, которые рекомендованы для Игр-2020. Полная неожиданность для мировой спортивной общественности, буря, взорвавшая спортивный мир. Ведь сию горькую чашу должно было испить современное пятиборье (об этом усиленно муссировались слухи), но как раз над ним черная мгла рассеялась. Нашлись все-таки три члена исполкома МОК, которые проголосовали за его исключение, но против спортивной борьбы «восстали» восемь (еще трем не приглянулся хоккей на траве). Что называется, пронесло, с чем мы и поздравляем нашего собеседника, советника президента нашей федерации этого вида спорта (ФСПР) и вице-президента Международного союза современного пятиборья (UIPM) Вячеслава Аминова мастера спорта Владимира Кулешова.
— Владимир Григорьевич, осенью прошлого года на отчетно-перевыборном конгрессе UIPM вы были избраны в комиссию Пьера де Кубертена. Такой или подобной комиссии, названной в честь конкретного человека, пожалуй, нет больше ни в одном международном спортивном объединении.
— Вы правы. Кроме дани уважения к французскому барону как автору идеи современных Олимпийских игр (за ее воплощение общая от всего мира благодарность) UIPM деятельностью этой комиссии напоминает о Пьере де Кубертене как об основателе нашего вида спорта. Он его придумал, стоял у его истоков, и его наследие надо бережно сохранять. Я бы сказал так, если уж точно придерживаться хронологии: уходящий корнями в далекое, далекое прошлое этот вид спорта был воссоздан де Кубертеном, он разработал его концепцию применительно к нашему времени, а потому пятиборье занимает особое место целом в олимпийском движении и в программе Олимпийских игр. Кстати, в прошлом году отмечалось столетие его олимпийского дебюта, случилось это в 1912 году в Стокгольме.
—Это, действительно, очень красивая и многим известная история об отважном воине, который с донесением о победе своих войск проскакал не одну милю, на ходу метко отстреливаясь от врагов и орудуя шпагой не менее искуссно, нежели мушкетеры Тревиля, форсировал вплавь бурную горную речку, иссякая силами, бегом под палящим солнцем преодолел последний отрезок тяжелого пути. Она кочует из века в век, беря начало задолго до нашей эры. Одни считают, что этот храбрец, успевший сообщить товарищам радостную весть, после чего упал замертво, был греком, другие — древним римлянином.
— Да это не суть важно, пусть летописцы спорта, как и археологи, копаются дальше в поисках истины. Важно другое. Легенда стала фоном рождения синтетического вида спорта в нынешнем его облике, где все, что довелось испытать гонцу, прекрасно уживается вместе вот уже более века, если вести исчисление от упомянутых мною Игр У Олимпиады. А знаете на кого Пьер де Кубертен опирался, предлагая объединить в единое целое такие разные дисциплины? В определенной степени на опыт и инициативу шведов, они еще в середине 19-го века положили практически все эти упражнения в основу всесторонней физической и боевой подготовки личного состава своей армии. Видимо, учли уроки Полтавской битвы, где их воины были куда менее искуссны, нежели русские… Это, конечно, шутка. И, наверное, не случайно продвинуто пятиборье в олимпийскую программу было именно как офицерское, поскольку вплоть до создания UIPM в 1948 году в соревнованиях могли участвовать лишь носители этого звания.
— Прекрасно, что вот уже 65 лет, как это ограничение снято, и доступ к пятиборью открыт для всех. Практически любой здоровый человек, а молодой тем более, может при желании пройти через это испытание, поскольку оно, как подчеркивал Пьер де Кубертен, как никакое другое, — достойная проверка его физических возможностей и моральных качеств.
— Я продолжу его слова: … и оно воспитывает идеального, разностороннего атлета.
— И еще в олимпийских призывах, провозглашенных Пьером де Кубертеном, говорится, что спорт способствует совершенству человека как самого прекрасного творения природы, он его гармонично развивает, это мастер гармонии. Если пятиборье относится к числу этих видов, а сей факт вроде бы никто не оспаривает, то как же его можно выбрасывать из олимпийского движения, из программы Олимпийских игр? А ведь такие нападки, ползновения, угрозы, и порой весьма ощутимые, были. С участием, к сожалению, и некоторых членов МОК. А уж нынешнему руководству Международного олимпийского комитета, принявшему, пусть даже через десятилетия, эстафету от Пьера де Кубертена, вроде бы, наоборот, надобно продолжать и отстаивать заложенные традиции. Спорт во все времена это прогресс, а сейчас, если бы это произошло, налицо был бы явный регресс. Один из аргументов, которыми оперировали сторонники исключения, — мол, недостаточное число стран, развивающих современное пятиборье.
— Как же недостаточное? Сегодня UIPM объединяет 94 национальные федерации, в Европейскую конфедерацию, которую возглавляет олимпийский чемпион Дмитрий Сватковский, входят почти все страны континента. Что, скажем, у регби-7, принятого недавно в олимпийскую семью, их больше? Или у хоккея на траве, бейсбола с софтболом, роллер-спорта, скалолазания, сквоша, вейкбординга, ушу, каратэ, претендующих на олимпийскую прописку-2020 ? Здесь дело в другом, и с эти другим действительно надо считаться.
— Расшифруйте, пожалуйста…
— Пятиборцам прежних поколений, конечно, более привычно, когда соревнования, отвечая названию, укладывались в пять дней, спортсмены знали что за чем идет и соответственно настраивались на очередное новое «сражение», которое ожидало их на следующий день, имея достаточно времени и для подготовки, и для отдыха. В этом был свой смысл, своя драматургия, соревнования были более основательными, случайности, если и – извините за тавтологию – случались, то крайне редко. Как правило, сильнейшие доказывали свое превосходство на главных турнирах. Сейчас этот фактор проявляется значительно чаще. Далеко не всегда заведомые лидеры сезона побеждают, как произошло с нашими мужчинами на Играх в Лондоне. Но зато зрители находятся в неведении до самого последнего момента, интрига крепко удерживает их на трибунах до самого финиша.
— Выходит, сегодня зрительский интерес, повышение зрелищности выходят на первый план, решая олимпийскую судьбу того или иного вида спорта?
— Сначала, я бы сказал, требования телевидения, а потом болельщицкие запросы. Что поделать, сия переоценка ценностей соответствует нынешнему супердинамичному быстротекущему времени, и от этого никуда не деться. Думаю, Пьер де Кубертен не возражал бы против перестройки, которой за последние годы подверглось современное пятиборье в интересах самого…. современного пятиборья. Суть-то его сохранилась, только теперь проявляется не в пять, а в один день. Более того, сейчас все склоняется к тому, чтобы уложить всю соревновательную программу в пять часов. На спортсменов колоссальная и нервная, и физическая нагрузка, что потребует в очередной раз пересмотра всей методики учебно-тренировочного процесса, поиска новых подходов к подготовке.
— Насколько известно, автором этого и других начинаний выступил президент UIPM Клаус Шорманн, кстати, высоко оценивающий вклад России в развитие современного пятиборья, и у нашей федерации были разногласия с ним по этому вопросу.
— Не скрою – были, но жизнь постепенно сгладила противоречия, мы действительно увидели, что предприимаются шаги, которые должны реально помочь (и помогли ведь!) нашему виду спорта отстоять свои олимпийские позиции, каким бы ни было активным наступлением на него противников и конкурентов на попадание в олимпийскую семью, доказать, что, по-кубертеновски, пятиборье – вершина спорта. Это касалось и сокращения соревновательной дистанции, что, к слову, сокращает расходы на проведение турниров и упрощает их организацию (тоже немаловажный фактор), и изменений в правилах и формата, и выбора оружия, и еще немало другого. На этом сейчас останавливаться не буду, ибо это не тема сегодняшнего разговора. Подчеркну лишь еще, что такая перестройка в немалой степени помогла переубедить спонсоров, развернуть их лицом к нам. Выбит сейчас также аргумент, что пресса не очень-то обращает внимание на соревнования пятиборцев. В Лондоне прошлым летом я на них видел даже очень много ваших коллег.
— Здесь нелишне, очевидно, напомнить, коль вы коснулись изменений формата, что «комбайн» (совмещение бега со стрельбой) первым предложил известный наш пятиборец, чемпион мира-1962 Эдуард Сдобников.
— Согласен. И произошло это, если не ошибаюсь, еще 25 лет назад на конгрессе UIPM в 1988 году. Реакция была неоднозначная, у кого-то столь неожиданное предложение даже вызвало смех. Но, как известно, смеется тот, кто смеется последним. Сдобников оказался провидцем. Надо с ним созвониться, оторвать от строительства дачи (сам все делает, руки золотые) или игры на аккордеоне (очень любит, окончил музыкальную школу), может, придумает еще что-нибудь (смеется). Да и просто поздравить с тем, что пятиборье отстояло свои олимпийские позиции. Борьба за выживание, сохранение его в олимпизме успешно завершена. Ведь его исключение противоречило бы духу олимпийского движения, стало бы предательством по отношению к Пьеру де Кубертену. Кстати, Жак Рогге это понял и соответствующим образом среагировал, разослав еще до февральского заседания Исполкома МОК официальное письмо всем своим коллегам с просьбой или прямым указанием перестать будоражить тему исключения пятиборья из Игр-2020. Под этим письмом поставили свои подписи также принц Монако Альбер II, Хуан Антонио Самаранч-младший, президент НОК Украины Сергей Бубка. Все люди в спорте очень авторитетные.
— Жесткая схватка за отстаивание олимпийских интересов пятиборья, о которой вы говорите, была, очевидно, едва ли не главной заботой и вашей комиссии Пьера де Кубертена, где вам выпала честь представлять Россию.
— Да, это так. Скажу, что ныне вынашиваются новые проекты популяризации этого вида спорта, расширения его границ, повышения соревновательной привлекательности. В частности в UIPM прорабатывается идея создания специального комплекса для пятиборья, чтобы все его виды «умещались» в ходе турниров на одном стадионе; удобство для всех – и для публики, и для телевидения, и для журналистов, не говоря уже об организаторах. Нам бы тоже надо подумать о таком сооружении. Это к вопросу о реализации в России комплексной программы развития современного пятиборья на ближайшие годы. Ее осуществление не только поможет иметь в стране современные базы, но и открыть имена новых молодых талантов, им продолжать славные традиции отечественного современного пятиборья, 65-летие которого мы недавно торжественно отметили.
— В связи с этой датой, пожалуйста, напомните о большом событии, которое нас ждет и которое вписывается в ее празднование.
— В конце мая — начале июня в Нижнем Новгороде пройдет финал Кубка мира. В последние годы UIPM доверяют нам организацию самых престижных турниров из своего календаря. Москва принимала чемпионат мира, Ростов-на-Дону в прошлом году – этап Кубка мира. Теперь с берегов Москвы-реки и Дона все перемещается на берег великой русской реки Волги.
— И в заключение, Владимир Григорьевич, прокомментируйте рекомендацию исполкома МОК, из-за которой перед спортивной борьбой может быть зажжен красный свет на Олимпийских играх-2020, пока ее нет в перечне тех 25-ти дисциплин, которые предложено включить в их программу. Это вызвало неоднозначную реакцию, массу протестов, прежде всего в тех странах (Россия, безусловно, к ним относится), где борьба очень развита.
— Это ведь, как я понимаю, не окончательное решение. Хочется верить, что свет переключат на зеленый, когда на очередном исполкоме МОК в мае в Санкт-Петербурге будет рассматриваться вопрос о дополнительной дисциплине. Из восьми претендентов на включение спортивная борьба по популярности, широте распространения не имеет конкурентов, и этот фактор, конечно, должен учитываться.
Михаил ШЛАЕН