Obrazets Dokument Akt Protokol Blank Spravka Polojenie Dogovor Soglashenie Prikaz Postanovlenie Pismo Zayavlenie Isk Pretenziya Otzyv Jaloba

МИХАИЛ ШЛАЕН — ЧЕЛОВЕК В ТРЕХ ЛИЦАХ: ВСЕГДА НА ОСТРИЕ СПОРТИВНО-ЖУРНАЛИСТСКОЙ АТАКИ!

Ради любопытства запросил у одного из старейшин нашего спортивно-журналистского цеха Михаила Шлаена какие-то фотографии из его многолетнего пути на благо отечественного спорта. Запросил в канун очередного дня рождения, которым мой давний хороший приятель и коллега, с которым довелось и вместе поработать, разменяет девятый десяток. Михаил Григорьевич долго отнекивался – зачем, да и дата не круглая. Все-таки уговорил.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели, среагируете на эти уникальные снимки, найденные среди вороха домашних рукописей и прочего архива. Помните американский фильм «Человек в тысячах лицах». Следуя его названию, Михаил Григорьевич, что называется, «человек в трех лицах». И первое — долгие годы работы спортивным обозревателем в газете «Красная звезда», выходившей ежедневно двумя выпусками (дневным и ночным) тиражом далеко за два миллиона – больше не позволял лимит в советское время на бумагу, устанавливаемым Госпланом для каждого издания.

Кстати, в этом году исполняется ровно 50 лет, как Михаил переступил порог «Красной звезды». На этот период пришлось немало славных круглых дат в истории головного армейского спортклуба, с которым редакционный отдел физической подготовки и спорта был тесно связан. Естественно, они широко освещались на газетной полосе, а также в книгах и альбомах, написанных Михаилом и его коллегами Вячеславом Гаврилиным и Олегом Вихревым.

Ныне ЦСКА накануне своего 95-летия, которое будет отмечаться в апреле. К очередному юбилею и в самом клубе, и в его филиалах приурочены праздничные мероприятия, планируется открытие гимнастического центра в Ватутинках и – что немаловажно, подчеркнем особо – два тренировочных футбольных поля будут предоставлены в распоряжение для команд – участниц чемпионата мира FIFA 2018. А в целом нет сомнения, что ЦСКА и дальше будет процветать, радовать новыми победами, уверенно сохраняя за собой почетное звание флагмана отечественного спорта.

«Красная звезда» всегда была на передовых позициях, в том числе и ее спортивные «марш-броски» отличались стремительностью и точностью попадания в «читательскую» цель. Михаилом Григорьевичем написаны сотни статей, репортажей из разных точек Земли. Вот он в министерских апартаментах на Знаменке, в красивом костюме с бокалом шампанского. Наверняка обдумывает, с чего начать статью о приеме министром обороны СССР маршалом Андреем Антоновичем Гречко и начальником Главпура генералом армии Алексеем Алексеевичем Епишевым команды ЦСКА после победы в чемпионате СССР по футболу-1970 . Помните ту двуматчевую переигровку с земляками-динамовцами в Ташкенте и «золотой» гол Владимира Федотова? Прямо со стадиона «Пахтакор» Михаил надиктовал тогда репортаж на три газетные колонки с небольшим подрезом.

А вот Михаил — с командой СКА (Хабаровск) на родине знаменитого Эйсебио, в Мозамбике. Победы в нескольких товарищеских матчах, второе место в турнире следом за местным клубом «Кошту де соло», а по окончании – ныряние в чересчур соленые воды Индийского океана. Рядом с ним слева — заслуженный мастер спорта Владимир Пономарев, он был руководителем делегации. «Одно из воспоминаний – по песчаному пляжу нет никаких границ между Мозамбиком и Южной Африкой и как сложилась судьба двух белых медведей, как они вообще оказались в зоопарке Мапуту, на страшной жаре, исхудалые от голода, все дни, что мы там были, подкармливали бедных животных», — сетует Михаил. Заодно, конечно, интересно и как сложилась судьба игроков команды.

Смотрю дальше. Фото с Анатолием Евгеньевичем Карповым. Встреча в старом еще аэропорту «Шереметьево» после возвращения из Багио, где Карповым была завоевана мировая шахматная корона. Эксклюзивное интервью, которое в редакции ждут, и ответственный секретарь газеты, предполагаю, нервно поглядывает на часы «Победа»

Ничего не скажешь – «газетная» жизнь била ключом. Десятки командировок на крупнейшие соревнования в стране и за рубежом (самая первая была полвека назад на чемпионат мира по тяжелой атлетике). После финала Спартакиады народов СССР в Свердловске как не сфотографироваться с коллегами у памятной стелы на границе Европы и Азии. К сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня, нет «трудовика» Юрия Ильича Ваньята, «правдиста» Льва Лебедева… Фото с Джорджем Соросом у входа в отель «Россия», Михаил уж не помнит, по какому случаю оно сделано, кажется, после конгресса АИПС в канун Московской Олимпиады, а может, во время самих Игр. Зато точно помнит дни памятной Суперсерии во Дворце спорта в Лужниках, и этот снимок на память с легендарным Бобби Халлом и со своими коллегами Владимиром Писаревским, нашим известным хоккейным радио- и телекомментатором, за плечами которого работа на 25 чемпионатах мира и олимпийских турнирах, и Борисом Войдецким.

На «десерт» в этом блоке снимок с канала в Крылатском, сделанном во время Московской Олимпиады. Михаил вместе с Георгием Сурковым, к слову, экс-чемпионом СССР по академической гребле, берут интервью у Марины Кравченко, сотрудницы Олимпийского комитета. Это фото — во-первых, память о Суркове, замечательном человеке и высоком профессионале, а во-вторых, напоминание, что они практически одновременно, а еще и Всеволод Кукушкин, начинали свой журналистский путь. А пересеклись впервые их пути на чемпионате Европы по фигурному катанию 1965 года. Спустя 53 года этот турнир вновь прошел в Москве.

Пора, однако, двигаться дальше. Второе «лицо» и обе эти фотографии, помещенные в рамку и висящие на даче, относятся к периоду работы Михаила Шлаена в Госкомспорте (читай – союзном министерстве спорта) помощником одного из руководителей, отвечавшего за международные связи.

Вот Лев Иванович Яшин после вручения ему олимпийского ордена. Слева — другой знаменитый мастер футбола Алексей Александрович Парамонов. Оба они, и Парамонов и Яшин, работали тогда в Федерации футбола. Их и Михаила кабинеты были рядом, через стенку. Михаил рассказывал, что, когда ЦСКА проигрывал, Лев Иванович успокаивал его: «Не переживай, в следующий раз победите, только мое «Динамо» не надо, «Спартак» Парамонова можете…»

Другое фото — с легендарным Пеле в ФШМ в Лужниках. Сделано оно после открытия первого московского гольф-клуба на ул. Довженко. Пеле, Майк Тайсон, Свен Тумба-Юханссон, Александр Рагулин были почетными гостями, которых руководство Госкомспорта поручило Михаилу опекать. После церемонии Пеле попросил отвезти его в какую-нибудь футбольную школу, Лужники рядом – и вместе с Алексеем Александровичем Парамоновым они отправились туда. Тайсон укатил в боксерскую секцию где-то на Варшавском шоссе, а Тумба-Юханссон остался с Рагулиным помочь Александру освоить технику удара в гольфе. Она оказалась совершенно иной, нежели в хоккее. Наш великий защитник сетовал, что в первых попытках у него «мячик» летел не далее пяти-десяти метров. А у Свена он со свистом улетал под сотню метров.

Ну а эти снимки относятся уже к периоду работы в компании (совместном предприятии с датчанами) «Челек» — после завершения эры Советского Союза и расформирования Госкомспорта. В своем «третьем обличье» Михаил был в этом СП директором департамента спорта. Компания cтояла у истоков профессионального спорта в нашей стране, в частности образовала команды по велоспорту (ее возглавлял олимпийский чемпион Виктор Капитонов), автогонкам, бильярду, другим видам. Вот он в Афинах с женой Ольгой на встрече с президентом волейбольного, а затем баскетбольного клуба «Панатинаикос» Паулем Янокополусом обсуждают вопросы трансфера и участия наших команд в коммерческих турнирах. Питерский «Автомобилист», МВТУ, подмосковная «Искра», волейболистки ЦСКА, даже донецкий волейбольный «Шахтер, некогда (в советские времена) вторая команда страны», и другие клубы с подачи «Челека» объездили Европу, даже в Канаду забрались.

«Челек» был инициатором проведения первого у нас матча по профессиональному боксу, Михаил участвовал в его организации не только как руководитель спортивного департамента компании, но и как член Всероссийской федерации профессионального спорта первого созыва, которой рулил заслуженный тренер России Эдмунд Чеславович Липинский (кстати, в составе той федерации был Иосиф Кобзон, активно занимавшийся боксом в молодые годы). Матч состоялся 20 августа 1989 года во Дворце спорта «Динамо» на ул. Лавочкина. Почетным гостем был приглашен Робертино Лоретти. Под сводами зала звучала в его исполнении знаменитые «Аве Мария», «Джамайка», «Санта Лючия».

На снимке Михаил Григорьевич вместе с олимпийским чемпионом Станиславом Степашкиным и мастером спорта Важей Микаэляном, первыми в нашей стране арбитрами международной категории по профессиональному боксу, участвовавшими в судействе этого матча. Да, друзей у Михаила — и в спортивной среде, и в журналистской — всегда было много, притягивал его магнетизм доброго, уважительного отношения к людям, желания им помочь.

Жизнь так устроена, что порой возвращается на круги своя, тому подтверждение этот блок снимков, на которых Михаил Григорьевич снова «взялся за старое» — пишет олимпийские репортажи из Лондона и Сочи для своей родной «Красной звезды». Думаю, вы узнали Светлану Журову и Елену Исинбаеву. Снимки с нашими прославленными олимпийскими чемпионками сделаны во Владимире на международном форуме «Россия – спортивная держава». Ну а этот, с двумя симпатичными девушками, свидетельствует о любви нашего коллеги к хоккею. С ним вообще связано его боевое крещение в газете, когда его, по сути новичка с испытательным сроком, отправили писать отчет о матче ЦСКА – «Автомобилист» (Свердловск). Все бы ничего, только в редакции для ночного выпуска ожидали праздничного отчета: ведь игра проходила в самый канун 1969 года, и никто не сомневался во внушительной победе армейцев. А они внушительно проиграли, заполучив шесть шайб в свои ворота. Какой тут праздничный репортаж… Кстати, Михаилу довелось писать и о том «Скандальном» матче — ЦСКА — «Спартак», когда Анатолий Тарасов, в знак протеста на необъективное судейство, на глазах Леонида Ильича Брежнева, страстного болельщика ЦСКА,  увел свою команду с поля…

Обо всем этом, в том числе о том, что зафиксировано на этих фотографиях, среди авторов которых наш известных фотожурналист Юрий Соколов, в книге «Я и ТЫ», которую Михаил Григорьевич написал вместе с женой, Ольгой Приходченко.

Ну и, конечно, и как журналист, и как бывший чиновник, Михаил Григорьевич не мог не откликнуться на ситуацию, которая вот уже два года висит дамокловым мечом над отечественным спортом и ныне, в канун зимней Олимпиады в Южной Корее, обострилась до предела. На сегодня так еще и неизвестно, сколько, в конце концов, россиян получат индивидуальное приглашение МОК и смогут отправиться на Игры.

Первый «жесткий» материал на эту тему он написал еще 3 августа 2016 года, за 2дня до начала Игр в Рио-де-Жанейро, да и в последующих в течение этих двух лет не раз четко излагал свою позицию. В них акцентировалось внимание на тех действиях, шагах, которые, с его точки зрения, должны были быть нами предприняты, дабы избежать негатива, во многом несправедливых обвинений, наконец, обструкции и изоляции, но, к сожалению, так и не были сделаны. Фильм Хайо Зеппельта с четко обозначенной целью, затем сначала комиссия Паунда, затем комиссия Макларена, потом WADA клыками, подобно голодному зверю, набросившемуся на свою жертву, вгрызлись в наш спорт.

Вот что, в частности, излагалось в том материале, названном – «Пожар можно было погасить» (с разрешения автора мы его сократили, подкорректировали и освежили с учетом времени):

…Эх, что мы хорошо умеем, так это бить по задам, когда поезд уже отошел от станции, где разворачиваются хлестко бьющие по нам события, и при всем старании уже не удается вскочить на подножку последнего вагона. Как итог – пожинание в Рио невкусных плодов в виде страшной нервотрепки вокруг нашего спорта, остракизма, шквала во многом незаслуженной критики, которым он подвергся в канун Игр, наконец, значительно усеченной делегации (к сожалению, все это не прекратилось, ощущается и ныне менее чем за 3 недели до Белой Олимпиады-2018). Нагнетаемая (по большей части намеренно) злополучная допинговая эпопея глубоко бьет в целом по обретенному, благодаря многим поколениям, высокому международному авторитету отечественного спорта.

Тут, очевидно, пора вспомнить о Григории Родченкове, экс-главе московской лаборатории. Давайте, наконец, признаемся, что сами загнали ситуацию с ним в тупик, выпустили такого джинна из якобы плотно закупоренной допинговой пробирки… В связи с чем очень хотелось бы получить ответ на вопрос, как это могло случиться, что он беспрепятственно, нагруженный по горло конфиденциальной информацией, сбежал за океан и оказался вне нашей досягаемости. Более того, превратился в главного и свидетеля и обвинителя и в эти дни готов где угодно – в МОК, CAS, WADA, в дополнительно созданных МОК комиссиях по контролю и допуску — свидетельствовать против наших спортсменов фактами сомнительного, а то и просто откровенно лживого, как установил после тщательного разбирательства, идущего уже год, Следственный комитет, происхождения. Глядя в глаза, очно боится – вещать будет, очевидно, по Скайпу.

Этих фактов, если посчитать, что в глазах любителей жареного (а их, как видите, оказалось немало) они выглядят достоверными (да еще вкупе с признаниями четы Степановых), оказалось достаточно, чтобы взбудоражить едва ли не весь спортивный мир, который в один миг отвернулся от нас, считая допинговым исчадием ада.

Здесь следует особо подчеркнуть, что вся затеянная против нас допинговая вакханалия поначалу касалась только легкой атлетики, исключения ВФЛА из ИААФ, и о перепроверке проб победителей и призеров Игр в Пекине и Лондоне, а также в Сочи никто не заикался до заявления Родченкова.

Вот так-то. Повторяем – написано это было еще 3 августа 2016 года. Молчок, никакой реакции в течение длительного времени. А проблема между тем не исчерпалась, наоборот, обрастала новыми фактами. В частности, WADA оповестила международные федерации по большинству летних и зимних олимпийских видов, что подготовила материалы на несколько сот действующих ведущих российских спортсменов, которых можно заподозрить в сокрытии положительных допинг-проб в период с весны 2012 года по осень 2015 года. Не только оповестила, но и передала. Получение этих данных связывают с именем Григория Родченкова. Понятно, что в этом списке кандидаты на участие в предстоящих Играх в Пхенчхане, чьи дела сейчас расследуются в Лозанне. Но беспокоит, что в нем могут быть и претенденты на Олимпиаду-2020 в Токио.

Еще одна головная боль? Несомненно! Но ведь голова еще продолжает болеть и по незавершенным предыдущим делам: по-прежнему WADA упорствует в восстановлении прав РУСАДА. А из-за этого, в свою очередь, зависит судьба, снятие санкций с ПКР, а также с ВФЛА, c атаки на которую все завертелось-закрутилось».

Надо полагать, что тема не исчерпана, значит, надо ожидать новых ярких материалов за подписью –Михаил ШЛАЕН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты